Проблема современного раскола в Украинском православии

Т.А. Макушина
Донбасская региональная академия строительства

Украина - государство поликонфессиональное: наряду с традиционным христианством существуют и расширяют сферу своего влияния и другие религии. Но самой распространенной и самой влиятельной - не только в идеологическом, а часто и в политическом смысле, религией в Украине является христианство, которое было введено тысячу лет назад киевским князем Владимиром. Схизма (раскол) - именно так определяется положение дел в православии, наиболее распространенной из представленных в Украине христианских конфессий. Возрождение украинского православия сопровождается интенсивной межконфессиональной, политической и идеологической борьбой. Православные, составляющие 52% всех верующих в Украине, нередко доходят до открытой вражды. Сегодня в украинском православии представлены три церкви: УПЦ (Московский патриархат), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и УПЦ (Киевский патриархат). Существование трех церквей в рамках одной конфессии - явление достаточно сложное и противоречивое.

Центральная проблема, вокруг которой разворачивается острейшая борьба, - это проблема независимой украинской церкви. Нужна или нет государству такая церковь? Большинство православного духовенства и верующих дают положительный ответ на этот вопрос. Но какими средствами, каким путем можно добиться этого? Существует несколько вариантов ее решения.

Первый вариант предполагает длительный, так называемый "канонический", путь приобретения независимости церковью. Этот путь предлагает Московский патриархат и высшие иерархи русской церкви. Этим путем идет Украинская православная церковь (Московский патриархат). Смысл этого пути сводится к следующему. В 1991 году, когда была провозглашена независимость Украины, Украинская православная церковь получила от Московской патриархии самос-тоятельность в управлении, но каноническое подчинение Патриарху московскому и всея Руси сохранилось. УПЦ остается организационной частью Московского патриархата. Глава РПЦ Алексий II еще в 1990 году вручил грамоту УПЦ на независимость в управлении. С этих пор УПЦ сама выбирает себе предстоятеля, священный Синод, самостоятельна в своей административной и финансовой деятельности. По сути, УПЦ стала самодостаточной церковью, по уровню самостоятельности близкой к поместным церквям (а это 15 церквей) Вселенского православия. Но организационно УПЦ остается автономией в рамках РПЦ. Вопрос о самостоятельности не снимается, но отодвигается во времени. Московский патриархат подтверждает свою церковно-каноническую позицию, которая выглядит следующим образом.

Проблема автокефалии является чрезвычайно сложной и требует всестороннего длительного рассмотрения. Решение этой проблемы не должно носить политический характер. Это внутрицерковная проблема, и она должна разрешаться исключительно в рамках канонических правил. Появление нового патриархата - это важное и очень редкое событие как в истории отдельного государства, так и в истории Вселенской церкви. Канонизация (официальное признание) нового патриархата - это очень сложный процесс церковной дипломатии и канонического права, который, как показывает история церкви, может длиться десятилетиями. Политические процессы, как правило, не совпадают с этим процессом. Церковно-каноническая позиция Московского патриархата выглядела достаточно обоснованной: проблема автокефалии является чрезвычайно сложной и требует всестороннего рассмотрения. Второй вариант приобретения независимости церковью осуществляется, если в церковные дела вмешивается политика и государство. Тогда вопрос о независимой церкви решается чисто политическими средствами и достаточно быстро. Это произошло с так называемой православной церковью (Киевский патриархат), возглавляемой Филаретом. Президент Украины Л. Кучма назвал ее "чисто аппаратным детищем" (см. "Киевские новости" 24.06.94.). Новая церковь была создана в июле 1992 года на базе уже существующей неканонической Украинской православной автокефальной церкви.

Проект объединения УПЦ с УАПЦ был реализован в предельно сжатые сроки. Объединительный Собор прошел в июне 1992 года под патронажем Л. Кравчука и при непосредственном участии группы членов парламента. Украина получила независимую православную церковь, минуя все канонические уставы, прямо из рук бывшего президента Л. Кравчука. Это вызвало резко негативную реакцию как со стороны Константинополя, так и со стороны Московского патриархата, что и заложило основу раскола. Достаточно сказать, что предстоятель новой православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме.

К 1994 году уровень политизации религиозной жизни дошел до опасного уровня. Особенно ярко это проявилось во время президентских выборов в 1994 году, когда церкви были близки к превращению в партии. Руководства УПЦ (КП) и УАПЦ поддержали Л. Кравчука, а УПЦ, находящаяся под юрисдикцией Московского патриархата - Л. Кучму, который в тот период не скрывал своей симпатии к канонической церкви. Ситуация несколько изменилась к 1995 году. После избрания Президентом Л. Кучма стремится держаться подальше от внутрицерковных конфликтов и не демонстрирует своих симпатий к какой-либо конфессии. Сложившаяся ситуация становится стабильной: в Украине действуют при православной юрисдикции УПЦ (МП), УАПЦ, УПЦ (КП).

Каноническая православная церковь Московского патриархата предпочитает в настоящее время не проявлять политической активности, подчеркивая необходимость длительного и нелегкого пути к получению автокефалии каноническим способом. Что же касается объединения православных в Украине - главного предварительного условия автокефалии, - то УПЦ считает его возможным лишь в случае присоединения к ней других православных юрисдикций.

В составе УАПЦ было немногим более 600 приходов (более 500 - на Львовщине) и 200 священников. После регистрации в 1995 году Устава УАПЦ ряды ее верующих растут очень динамично. Позиция руководства церкви выглядит достаточно взвешенно. Так, глава УАПЦ высказывает готовность сложить свои полномочия перед Всеукраинским Собором, который изберет общего патриарха для православных Украины.

УПЦ (КП) насчитывала на конец 1995 года свыше 1700 общин. Непризнанная поместными Православными церквями, она главную надежду возлагает на Украинское государство. В церкви по-прежнему доминирует политическое начало над религиозным. После смены президентской администрации в июле 1997 года руководство УПЦ (КП) потеряло свои ведущие позиции, в том числе финансовые и в отношении собственности. Широкие связи патриарха Филарета в финансово-коммерческих и банковских кругах позволяют Киевскому патриархату контролировать значительную собственность в западных частях Украины.

Мира и согласия между православными церквями все еще нет. Но есть надежда, что свои главные усилия руководители церкви сосредоточат не на межцерковных распрях, а на духовном становлении прихожан, реставрации церквей, христианского просвещения, что тоже явно остается на втором плане.