НЕКОТОРЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Сема Валерия Павловна
Литовченко Артем Дмитриевич
студенты
Харьковский государственный университет


В начале 90-х годов необходимость смены традиционного подхода к образованию уже была очевидной; научная и общественная мысль окончательно склонились к идее создания системы образования, ориентированного на личность. К 1999 году о гуманизации и гуманитаризации образования все еще можно говорить как о процессе, переходящем в стадию роста. Прежде чем делать какие-либо умозаключения по этому поводу, имеет смысл уделить внимание понятиям "гуманизации" и "гуманитаризации".

Гуманизация характеризует процесс преподавания, ориентированный на уважение к человеческому достоинству обучаемого, активизацию его творческой деятельности. Гуманизация подразумевает смещение акцента с технической и формальной стороны образования в сторону равновесия и целостности процесса обучения; основной ее целью можно считать достижение целостности всех знаний о человеке и окружающем его мире. В свою очередь гуманитаризация - это, попросту говоря, акцент на роли гуманитарных дисциплин, в отличие от математических, естественнонаучных, технических. При этом, сам принцип подразумевает изменение сути образования, что переводит проблему из разряда педагогических в социальные. Изначально гуманизация и гуманитаризация были призваны существенно изменить общество. Предполагалось, что процесс развернется во всю мощь и практически сведет на нет бюрократизм, неподготовленность кадров, огромные "пробелы" и "провалы" в общественном культурном сознании и т.п. Однако, результаты не слишком наглядны, более того, ситуация ухудшается. Даже основной "враг" - технократизм - не побежден, а всего лишь преобразился. "Информационное" общество все более утрачивает духовность, и это неудивительно: сама концепция информатики является, по сути, концепцией пустоты (если единица информации - бит - содержит в себе информацию, то что содержит в себе эта информация?) и при серьезном использовании, не будучи надежно связана с общекультурными основами, приводит лишь к утрате образного мышления и творческой интуиции, а также к существенной деформации личности. Предполагаемый акцент на преподавание этики науки и техники не удался - из-за элементарной профанации гуманитарного образования. К идее отнеслись поверхностно, и она вместо ожидаемых плодов принесла неожиданные. В самом начале процесса были отмечены такие стороны гуманитаризации образования, как опасность ущемления одних дисциплин в пользу других, бессмысленность массового и типового введения гуманитаризации, недостаточность сведения гуманитаризации к дополнению учебной программы новыми предметами. Но, несмотря на предупреждения ученых и исследователей, гуманитаризация образования превратилась в очередной абстрактный "модный" принцип.

На наш взгляд, гуманитаризация как акцент на преобладании роли гуманитарных дисциплин неприемлема по сути. Во-первых, она может окончательно разрушить базу естественнонаучных и математических знаний, ущемляя эти дисциплины в пользу гуманитарных. Во-вторых, в результате стандартного формалистского к ней отношения, гуманитаризация превратилась в своеобразную "мичуринскую прививку" и привела к тому, что официально количество гуманитарно-образованных людей будет увеличиваться, тогда как на самом деле оно будет оставаться тем же. В ВУЗах и на факультетах технического и естественнонаучного профилей гуманитарные предметы (социология, политология, философия, история) воспринимаются как своеобразный аналог школьной политинформации советских времен. Мода на гуманитарное образование в сочетании с потрясающей коррупцией губит не только идею гуманитаризации, но и, собственно, это образование. Гуманитарные факультеты становятся буквально "купленными", на вступительных экзаменах идет конкурс не знаний, а связей и кошельков.

Вернемся к гуманизации. Поскольку она неразрывно связана с личностью, индивидуальными особенностями, то любое соприкосновение с формализмом и любые попытки перевести процесс на строго официальный, стандартизированный уровень приведут к автоматическому свертыванию всего развития. Так же, как с административно-командной системой нельзя бороться административно-командными методами, так и гуманизацию нельзя проводить посредством перевода внимания к личности в статус "обязаловки". Нельзя также ограничиваться введением все новых гуманитарных курсов и дисциплин; смысл в том, чтобы любая деятельность даже внутри себя была направлена на человека. Сегодняшние способы введения гуманизации и гуманитаризации ведут лишь к экстенсивному накопительству псевдознаний, и вместо того, чтобы вернуть к жизни настоящую интеллигенцию, только вливают соки в процветание "образованщины". Причем, говоря о других методах, мы просто не смеем признаться, что они в любом случае подразумевают полную замену системы образования иными способами получения знаний (будь-то самообразование или что-нибудь другое). Пока в основе рассматриваемых процессов лежат насквозь "заформализованные" структуры (аттестаты, экзамены, дипломы, оценки) о гуманизации в прямом смысле слова вряд ли может идти речь. И поскольку равновесие, как показывает практика, трудно достижимо, то акцент все же придется смещать. И вполне вероятно, что реальный выход - это фиксирование гуманизации и гуманитаризации на личностном и групповом полуофициальном уровне, дабы не прибегать к разрушающей любую целостность и гармонию набившей оскомину "обязаловке".