ПАРТИЯ МУСУЛЬМАН УКРАИНЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛАМА


Брагин Рашид Евгеньевич
Председатель Партии Мусульман Украины

Баширов Ислам Халидович
первый заместитель Председателя Партии Мусульман Украины


В партийных документах Партии мусульман Украины (ПМУ) подчеркнуто, что в идеологическом аспекте партия опирается на политические основы Ислама. Малочисленные конфессии Украины, в том числе и Ислам, связаны с политикой. Это выражается как в существовании религиозно-политических организаций, так и в участии духовенства в политике. Обращение Ислама в политику зиждется на изначальном единстве в Исламе духовного и светского начал.

Исторически имело место оттеснение от власти религиозных организаций, противодействие вмешательству в политику мусульманского духовенства. Тем не менее, идея единства Ислама и политики действует в общественном сознании. Эта формула остается одной из основ политической культуры мусульманского мира.

Политическая активность исламских политических организаций ассоциируется с феноменом исламского фундаментализма и исламизма. Ислам стал фактором политического процесса многих стран.

Термины "фундаментализм" и "исламизм" используются с негативным оттенком. Проведенный анализ этого явления требует строгого подхода к указанным феноменам с целью их диверсификации. Ошибочно ставить знак равенства между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом, терроризмом, ваххабизмом.

На наш взгляд, фундаментализм относится к сфере идеологии. В его основе лежит попытка восстановить первоначальные ценности Ислама. Фундаментализм нигде, никогда не представляет сам по себе никакой опасности. Другое дело, как это используют а политике.

Фундаментализм - это форма самоутверждения Ислама как социокультурной системы.

Следующий вопрос, требующий теоретического переосмысления - это возможность создания независимого государства. Ислам, если верить мусульманским догмам, как самая совершенная религия, должен государственно закрепиться на конкретной территории и в конкретный исторический период. На наш взгляд, идея исламской Украины, во-первых, вызывает раздражение, во-вторых, неприемлема. Поэтому важным является не создание исламского государства, а создание для мусульман условий, обеспечивающих им возможность следовать исламскому образу жизни. Речь идет об обеспечении свободы совести и возможности соблюдать нормы своей конфессии.

Политическое выражение Ислама проявляется в исламизме. Под исламизмом понимается деятельность исламских политических организаций, таких как ПМУ. Следует признать, что исламизм в лице ПМУ в Украине состоялся безболезненно и прошел незамеченным, что и положено в нормальном демократическом государстве. ПМУ имеет статус всеукраинской политической организации. Наряду с ПМУ в Украине функционируют национально-культурные центры, национальные союзы и клубы, которые имеют политический оттенок. В перспективе ПМУ, исходя из той роли, которая ей отводится на текущий момент, станет ведущей политической организацией с идеологией Ислама.

Деятельность ПМУ носит в настоящее время устойчивый характер и заняла заметное место в общественной жизни мусульман как в Украине, так и за ее пределами.

Приняв участие в выборах в 1998 г. в Верховную Раду Украины, партия не смогла провести в парламент своих представителей. С возрастанием авторитета ПМУ усиливается амбициозность отдельных членов партии и лидеров.

Влияние исламского фактора на политику не ограничивается деятельностью отдельных партий и движений. Как бы то ни было, дебют мусульманского движения в политической борьбе на государственном уровне состоялся.

ПМУ поддерживает тесные и деловые связи с партиями левого, правого и центристского толка. Со многими у нас расходится тактика и стратегия экономического и политического возрождения Украины, со многими они совпадают, с третьими - имеются принципиальные противоречия. ПМУ поддерживает контакты с Меджлисом крымско-татарского народа, зарубежными партиями мусульманского мира, органами исполнительной, законодательной и государственной власти, средствами массовой информации.

В ПМУ сформировалась команда единомышленников во главе с Председателем партии Р.Е. Брагиным. Это стало возможным благодаря тому, что ПМУ становится стройной политической организацией. Она осталась единой, несмотря на действия отдельных раскольников и политиканов. Провалились попытки создания другой партии с аналогичным названием в г. Запорожье, где объединились сторонники "военно-базарного" толка.

Ради справедливости следует заметить, что основная критика в адрес ПМУ звучала не от официальных структур, а от части партийцев, которая отошла от партийной линии по причине непонимания основ партийного строительства цивилизованными методами.

Процесс политизации развивается по собственной внутренней логике. Мусульманские организации активизируются в канун президентских выборов. Многие партии стремятся использовать мусульман в собственных политических интересах. Волна политической активности мусульман обусловлена объективными и субъективными причинами, преобладанием расчета и желанием добиться конкретных целей. ПМУ способна сыграть консолидирующую роль. Одна из важнейших программных ее целей - это объединение всех мусульманских организаций в единую ассоциацию. При этом следует отметить, что ПМУ является не религиозной, а политической организацией, которая ввела Ислам в идеологическое пространство.

Свою позицию ПМУ подтверждает на всех встречах политических и религиозных деятелей, включая лидеров движения стран Турции, Ирана, Ливии и др.

ПМУ выступает с критикой тех, кто занимается гонением на религию. Она поддерживает все начинания, связанные с активизацией хода экономических, политических, структурных реформ в Украине. В ходе подготовки к президентской кампании Партия мусульман Украины будет призывать своих сторонников голосовать за того кандидата, который продолжит процесс реформирования. Нам представляется, что не следует игнорировать конфессиональную специфику мусульманского электората.

В Украине противоречиво формируется мусульманская политическая элита - М. Джемилев, Р. Чубаров, Р. Брагин и другие. Контакты между ПМУ и административными органами переходят на всех уровнях в сотрудничество. Процесс этот идет далеко не гладко. Региональные чиновники не хотят знать о проявлениях религиозного радикализма. Они подчеркивают, что мусульманские организации должны уделять наибольшее внимание социальным и гуманитарным проблемам. Они опасаются распространения среди украинских мусульман фундаменталистских тенденций. Они отождествляют эти феномены с экстремизмом. Многие заявляют, что нельзя превращать религию в политику и политику в религию

Несмотря на противоречивый характер рассматриваемой проблемы, ниша для ислама и мусульманства в украинской общественной жизни возникла и будет в перспективе заполняться. Сегодня никто не может отрицать, что апелляция к Исламу - это один из факторов внутриполитической ситуации в Украине.