Доповiдi

содержание

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ

Иванков Рашит Шарифович,
первый заместитель председателя
Партии мусульман Украины,
представитель мусульманской общины

"Звезда пророка"

   Мы живем сейчас в сложной исторической обстановке, когда Украина переживает всеобщий кризис, экономика страны находится на грани развала. Прогрессирует процесс обнищания населения, сокращается рождаемость, растет смертность. Быстрыми темпами идет деградация науки, культуры, образования. Сильно поколеблены нравственные устои общества. Неимоверно выросла преступность.

   Окружающие нас общие проблемы - нравственные, религиозные, политические и культурные, - хочется сегодня сравнить с топким болотом, каждый шаг по которому опасен.

   Наряду с этими проблемами народы мусульманской культуры испытывают дополнительные трудности, вызванные потерями в их национальном развитии, касающиеся в первую очередь этнокультурной самобытности и духовности.

   Достаточно сказать, что в начале 90-х годов 70% татар не знали родного языка; забывают свой язык и представители других национальностей, традиционно исповедующих ислам.

   Духовное состояние нашего общества не может не беспокоить честных людей Украины. Тысячелетняя история ислама знает немало трагических кровавых и вероломных моментов. Однако даже на таком социально-историческом фоне сегодняшний день мусульманства Украины никому не кажется безмятежным.

   Касаясь позиции ислама в рамках обсуждаемой проблемы, а именно в области морали, надо сказать, что мусульманская доктрина состоит в том, что пророк Мухаммед, определяя ислам как покорность Богу, утверждал, что эта покорность должна базироваться на совести человека. Поэтому задача ислама, как и любой высоконравственной духовной системы, - это воспитание нравственной личности с доминантой совести.

   Ислам содержит в себе методологию решения политических, экономических, юридических и даже семейных проблем. Он способен справиться со многими из социальных зол, терзающих сегодня мир. Яркое тому доказательство - практическое отсутствие в мусульманских странах домов престарелых, предельно низкий уровень преступности, трезвость, здоровая и неразвращенная молодежь.

   Мораль и нравственность в исламе не есть нечто частное. Это не совокупность поучений и идеалов, не связанных, как полагают многие, с основной частью мусульманского учения. Напротив, это те частицы добра и благородства духа, которыми проникнуты все его стороны и составные части.

   Призывая к социальной справедливости ислам не выбрасывает дешевый пропагандистский лозунг с тем, чтобы привлечь рабочих и трудящихся. Просто в социальной несправедливости он видит проявление глубокой безнравственности. Объявляя равенство всех людей: белых, черных, арабов и не-арабов, он не стремится получить поддержку “цветных” и слабых, а тот факт, что в расовой дискриминации и классовом расслоении есть безнравственные, возмутительные мотивы. Нравственность - основа всех принципов, установлений и законоположений ислама. Именно поэтому ислам всегда решительно отвергал все безнравственные революционные средства, заговоры, перевороты в ходе которых совершались убийства, акты насилия и зверств. Они не соответствуют мусульманской морали, против них восстает сама его мудрая гуманистическая природа.

   Говоря же о возрождении нашего общества, прежде всего следует подразумевать духовность и нравственность. А это уже дело не только религиозных организаций, но и государства.

   Мы много говорим об экономических проблемах, но нужно вспомнить и о нравственном воспитании подрастающего поколения, ради его же светлого будущего. Я думаю, что надо начать с изменения программы обучения в общеобразовательных школах. Пора, наконец, прекратить воспитание в детях с раннего возраста отрицательного отношения к другим народам. В школьные программы уже сегодня необходимо ввести уроки нравственности; в местах компактного проживания представителей национальных меньшинств - историю их развития, что ни в коей мере не противоречит закону об образовании.

   Я убежден, что основная задача религиозных организаций и духовных лидеров сегодня - это просвещение населения. Недаром первые слова Аллаха, обращенные к человечеству, были: “Читай”.

   Для решения этих задач, например, на уровне школы, необходимо добиться следующего:

   Принимая во внимание поликонфессиональный и полиэтнический характер украинского общества, имея в виду, что одной из важнейших целей системы образования является формирование высоконравственной и законопослушной личности, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с представителями различных расовых, национальных, этнических, конфессиональных групп, представляется целесообразным введение в программы государственных школ и высших учебных учреждений в качестве обязательной дисциплины религиоведения и этнологии.

   Для преподавания религиоведения целесообразно шире привлекать преподавателей духовных учебных заведений и служителей религии. Все это позволит, как мне кажется, воспитать в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе такую нравственную категорию, как терпимость, толерантность к чувствам и мыслям людей других вер и национальностей, уважительное отношение к свободе совести граждан. Это чрезвычайно важно в наше многотрудное время, когда разрушены старые идеологические системы и происходит свободный духовный поиск людей в новой свободной Украине.

   Только таким образом мы сумеем объединить свои усилия на благо нашей земли.

   И эти задачи нашли отражение в программе нашей партии - Партии мусульман Украины, которая приложит все усилия для их выполнения.

   Лишь моральная структура общества, когда все народы, все конфессии Украины объединяются на основе своей самобытности и многоликости культур, языка и исторических традиций, станет основой нормального цивилизованного общества.

содержание


II науково-практична конференцiя
Донецьк
1997