НЕОЛИБЕРАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ


Н.С. Боярченко
Донецкий государственный институт искусственного интеллекта, Украина

В статье дается анализ неолиберальной экономической концепции на примере послевоенного развития ФРГ, рассматриваются особенности социального рыночного хозяйства. Выдвигается положение о возможности использования опыта ФРГ при реформировании экономики Украины.

Современная экономическая теория представлена несколькими основными экономическими учениями. Во-первых, неоклассическим направлением, ведущим начало от маржинальной революции последней трети ХIХ века и получившим "второе дыхание" после кризиса кейнсианской доктрины в 70-е годы ХХ века. Во-вторых, неокейнсианской и посткейнсианской школой, главным отличием которых является активное вмешательство государства в экономику. На левом фланге экономической теории Запада находится институционально-социологическое направление, в среде которого впервые зарождаются идеи индикативного планирования, активной социальной политики государства и т.д.

Особое место в современных экономических теориях занимает неолиберальная экономическая концепция. Как и неоклассики, неолибералы полагают, что наилучшей экономической моделью хозяйствования является свободный рынок, не замутнённый государственным вмешательством. Однако теоретики неолиберализма (В. Ойкен, А. Мюллер-Армак, Л. Эрхард и др.) из этого направления делают исключения. В отличие от неоклассиков они считают, что нельзя полагаться на спонтанность рыночных механизмов в период возникновения рыночного хозяйства. На этом этапе государство должно определить "правила игры" для рыночных субъектов, законодательную базу, институциональную структуру. И только после утверждения дееспособности рыночных механизмов государство уступает место саморегулирующимся экономическим процессам. Во-вторых, неолибералы решительно проводят антимонопольную политику, выступают против картелирования и поддерживают конкуренцию. Третья особенность неолиберализма - сильная социальная политика, которая в неоклассических концепциях всегда остаётся в тени. Неолибералы считают, что рыночное распределение справедливо по отношению к экономически активному населению, представители "социально слабых групп" (пенсионеры, учащиеся и др.) должны получать помощь от государства.

Неолиберализм как экономическое течение формировался на стыке 20 - 30-х годов ХХ века и получил распространение в разных странах. Однако наиболее влиятельной стала его германская ветвь. Здесь он состоялся и как экономическая доктрина, и как государственная политика, завершившаяся формированием в Германии социального рыночного хозяйства.

Виднейшим теоретиком, практиком и архитектором этой концепции стал Л. Эрхард (1897 - 1977 гг.), возродивший из пепла побеждённую и разрушенную Германию. Л. Эрхард занимал пост министра экономики в Баварии, позже - министра народного хозяйства (1948 - 1963 гг.), заместителя федерального канцлера и канцлера ФРГ в 1963 - 1966 гг. Он возглавлял проведение экономических реформ, восстановление народного хозяйства. Уже к концу 1949 г. Германия практически восстановила довоенный уровень промышленного производства, а к концу 60-х годов занимает второе место после США по этому показателю.

Что собой представляет социальное рыночное хозяйство? Во-первых, это свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Однако создать конкурентный порядок должно государство. Именно государство стоит у истоков рыночного хозяйства. Во-вторых, государство остаётся своеобразным арбитром на поле рыночной экономики и наблюдает за тем, чтобы рыночные субъекты соблюдали "правила игры". Наконец, государство должно обеспечивать политику социального выравнивания, исключить чрезмерное обогащение одних и нищету других. Таким образом, социальное рыночное хозяйство обеспечивает сочетание высокой экономической эффективности и социальной справедливости.

Почему автор статьи останавливается на вышеназванных проблемах? Потому, что опыт становления рыночных отношений в послевоенной Германии следовало бы применить в независимой Украине. Уже в первой программе перехода Украины к рынку было заявлено, что все реформы направлены на построение социально ориентированной экономики. Однако на практике Украина двигалась совсем в другом направлении, к бедности большей части населения.

Украинские рыночные реформаторы руководствовались рекомендациями международных финансовых организаций, предлагавших различные шоковые варианты, государство практически устранилось от решения социально-экономических проблем, принятые "наскоро" законы не действовали, общественная собственность "под шумок" была быстро "прихватизирована", идеи демонополизации и создания в массовом порядке конкурентной среды и многочисленного класса эффективных собственников не получили развития. Страна погрузилась в пучину стагфляции, одновременного падения производства, роста инфляции и безработицы. Только в последние год-полтора наблюдается определённое оживление экономики. Остаётся надеяться, что годы утраченных для Украины возможностей стали хорошим уроком, и новый состав Верховной Рады найдёт выход из глубокого системного кризиса.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репр.: Пер. с нем. - М.: Начала - Пресс, 1991.
  2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1996.

The paper presents analysis of neoliberal economic conception of postwar development and peculiarities of social market economy of FRG. The idea of using German experience while transforming Ukrainian economy is put forward.