СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (90-е гг. XX ст.)


Н.А. Игнатова
Донецкий национальный университет

В работе рассмотрена сложившаяся в Донецкой области в 90-е гг. ХХ в. религиозная ситуация: количество организаций и священнослужителей; система духовных учебных заведений, их преподавательский состав и учебные программы. Выявлены основные тенденции развития духовных учебных заведений Донецкой области: количественный рост учебных заведений и увеличение численности слушателей в них; повышение уровня духовного образования; переход к национальным кадрам преподавательского состава.

Интенсивный процесс религиозного возрождения в Украине в начале 90-х гг. ХХ ст. вызвал к жизни проблему нехватки квалифицированных кадров священнослужителей, так как вплоть до середины 80-х гг. в государстве легально действовало лишь одно духовное учебное заведение - Одесская Духовная Семинария (РПЦ) (1(.

С особой остротой эта проблема проявилась в Восточной Украине, для которой характерны самые высокие темпы прироста численности религиозных объединений, что связано с предыдущим историческим развитием макрорегиона (2, с. 11(.

При выявлении среднего показателя обеспеченности религиозных организаций Донецкой области кадрами священнослужителей и анализе уровня их образования можно определить необходимость в развитии системы духовных учебных заведений в области (табл. 1). В соответствии с данными Донецкого Управления по делам религий (на 1.01.2001 г.), высокий показатель обеспеченности кадрами священнослужителей характерен для протестантских организаций (церкви ЕХБ - 2,7, Церкви Полного Евангелия - 2, Церкви Христа - 1,6), средний показатель - для православных церквей (УПЦ - 1,2), низкий - для религиозных общин национальных меньшинств (мусульманские общины - 0,8, иудейские общины - 0,4). Высокий процент наличия высшего светского образования свойственен священникам Церкви Христа, мусульманских и иудейских общин (50% - 100%). Процентный же показатель наличия духовного образования среди служителей церквей области следующий: высокий процент характерен для священников иудейских общин (80% имеют духовное образование), средний - для священнослужителей УПЦ (49%), Церквей Полного Евангелия (43%), Церквей Христа (37%), низкий - для мусульманских общин (27%), церквей ЕХБ (19%) [3].

Таблица 1

Анализ состава священнослужителей религиозных организаций Донецкой области (на 01.01.2001 г.)

Название церкви или религиозной общины Количество Образование
религиозных организаций священнослужителей светское духовное
среднее высшее среднее высшее
Украинская Православная Церковь 393 479 93% 7% 46% 3%
Евангельские Христиане-Баптисты 160 429 87% 10% 4% 15%
Церковь Христа 53 85 47% 53% 19% 18%
Церкви Полного Евангелия 102 218 68% 32% 11% 32%
Мусульмане 19 15 40% 60% 20% 7%
Иудеи 16 6 - 100% 50% 30%

На протяжении 90-х гг. в Донецкой области было зарегистрировано семь духовных учебных заведений: 5 протестантских вузов (3 харизматических института: "Слово жизни" (г. Донецк), "Свет мира" (г. Мариуполь), "Христос для Украины" (г. Краматорск); 2 духовных вуза евангельских христиан-баптистов: Восточно-Украинская Теологическая Семинария (г. Донецк), Донецкий Христианский Университет); 2 вуза религиозных общин национальных меньшинств (иудейская духовная семинария иешива "Томхей-Тмимим"-Любавич (г. Донецк), Украинский Исламский Университет (г. Донецк)) (3(. Необходимо отметить, что конфессиональная принадлежность духовных учебных заведений Донецкой области ярко отражает особенности конфессиональной палитры региона. Донецко-Приднепровский мезорайон (в него включают Днепропетровскую, Донецкую, Запорожскую и Кировоградскую области) отличается наличием высокого процента протестантских общин и духовных объединений национальных меньшинств в сети религиозных организаций региона [2, с. 13(.

На протяжении 1993-1995 гг. в области было зарегистрировано 3 Библейских института, которые представляли разные течения в общем движении Церквей Полного Евангелия (харизматическое направление): институт "Слово жизни" (г. Донецк) был создан при Духовном Центре независимых церквей Полного Евангелия Украины, институт "Свет мира" (г. Мариуполь) - при духовно-просветительском центре "Свет мира" и институт "Христос для Украины" (г. Краматорск) был основан международным центром "Реки воды живой" (4(. Регистрация именно в Донецкой области трех из семи существующих в Украине учебных заведений церквей Полного Евангелия связана с особенностями сосредоточения общин данного религиозного направления в Украине: 297 общин (59,6 % от общего количества) расположены в юго-восточном макрорегионе (5].

Однако уже в 1994 г. прекратил свою деятельность институт "Христос для Украины", а в 1997 г. - институт "Свет мира", что было связано с прекращением функционирования духовно-просветительского центра, основавшего вуз. Библейская школа "Слово жизни" была основана в г. Донецке в 1993 г., а в 1995 г. она была зарегистрирована как Библейский институт. Обучение в институте проходит на двух факультетах: пасторско-миссионерском и дьяконско-администраторском. Программа рассчитана на два года. На первом курсе преподаются общие дисциплины и дополнительно анализируются способности студентов. На втором курсе обучаются лишь те, кто отвечает всем требованиям учебного заведения. Кроме теологических дисциплин, изучаются Конституция и история Украины, Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях".

В 1991 в году Донецке была основана Библейская школа, принадлежащая к системе духовных школ Всеукраинского Союза Объединений Евангельских Христиан-Баптистов (всего в Украине ВСО ЕХБ принадлежит наибольшее количество духовных учебных заведений: 32 вуза). Затем она была преобразована в Донецкий Региональный Богословский Колледж (зарегистрирован 29.01.99 г.), а в 2001 г. в Восточно-Украинскую Теологическую Семинарию (ВУТС). ВУТС представляет собой целый комплекс учебных заведений: Донецкий региональный богословский колледж, Институт Миссионерства и Евангелизации, кафедру церковной музыки и пения.

Восточно-Украинская Теологическая Семинария создана с целью подготовки квалифицированных кадров священнослужителей для поместных церквей Восточной Украины. Обучение проходит на двух факультетах: церковная служба, богословский факультет, где готовят бакалавров и магистров богословия. Семинария является соучредителем Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации (ЕААА евангельских учебных заведений - это международная организация, которая разработала стандарты богословского образования, совместимые с международными требованиями, но представленные в контексте отечественной культуры) и в разработке своей учебной программы ориентируется на стандарты Даллаской Духовной Семинарии (США). Два раза в году по инициативе семинарии проходят богословские конференции.

В 1999/ 2000-м учебном году в ВУТС обучалось по разным программам 398 студентов, большей своей частью проживающих на территории Восточной Украины. Преподавателями ВУТС являются специалисты из-за рубежа и служители поместных церквей ВСО ЕХБ Украины и зарубежья, которые имеют высокую степень практического служения, магистры и доктора богословия. Ректор семинарии - С.С. Карпенко, магистр богословия, пастор церкви, президент миссии ЕХБ "Ковчег".

Выпускники семинарии (за десять лет существования вуза было выпущено 500 человек) - это проповедники, пасторы, миссионеры, регенты, преподаватели Библейских классов и Воскресных школ, которые реализовывают свои знания в поместных церквях ВСО ЕХБ Восточной Украины. Учебные корпуса семинарии расположены в соответствии с учебными программами в зданиях поместных церквей в Донецке и Макеевке. Филиалы семинарии расположены в Шахтерске, Краматорске и Мариуполе.

Донецкий Библейский колледж, основанный в 1991 году, работает на два духовных центра: ВСО ЕХБ Украины и Братство независимых церквей и миссий ЕХБ Украины. В 1997 году колледж был преобразован в Донецкий Христианский Университет (ДХУ). Университет создан с целью проведения исследовательской работы в области богословия и подготовки духовных служителей для выполнения христианской миссии. В 1999/2000 учебном году в ДХУ обучалось 160 студентов по трем программам: "Бакалавр богословия" (4 года обучения) - 29 студентов, "Бакалавр миссиологии" (3 года обучения) - 62 студента, "Основы христианской доктрины и миссии" (1 год обучения) - 69 студентов. Первые две программы имеют аккредитацию ЕААА. С 2001 года в университете введена программа "Магистр богословия", которая аккредитована Уэльским государственным университетом (Великобритания). География проживания студентов достаточно обширна - от Хабаровска до Молдовы [6]. За время существования Донецкий Христианский Университет выпустил 422 студента: 122 - служители поместных церквей, 111 - миссионеры, 42 - работают в сфере телерадиовещания. Сведения о результатах научной и практической работы студентов и преподавателей публикуются в журнале "Диалог", который издается университетом с 2001 года.

На первых этапах существования Христианского университета преподавателями являлись специалисты в области богословия из-за границы. Однако лучшие студенты по окончании вуза продолжили свое обучение в духовных учебных заведениях США и Германии и теперь преподают в ДХУ. Ректор университета - А.И. Мельничук, председатель ЕААА, магистр богословия, пастор церкви.

Донецкий Христианский Университет - единственное духовное учебное заведение в Донецкой области, которое имеет собственное помещение. Университет расположен в г. Макеевке на 6,5 га земли. На них размещены: 1) общежитие для 108 студентов, на первом этаже которого находится библиотека и компьютерные классы; 2) центральный корпус с офисами и аудиториями для более 470 студентов; 3) жилой дом для сотрудников университета; 4) столовая.

Самое молодое духовное учебное заведение в Донецкой области - Украинский Библейский Институт (УБИ), основанный при Христианском центре независимых Церквей Христа в Украине в декабре 2000 года в Донецке. Программа обучения рассчитана на два года и составлена по аналогии с программой Международного Библейского Института Сансет. На 2001/2002 учебный год в УБИ набрано 60 студентов, преимущественно из Донбасса. Преподаватели вуза - специалисты в области библейских наук из-за рубежа (США). В будущем институт предполагает открыть филиал в г. Киеве.

В 1998 году Государственным комитетом Украины по делам религии был зарегистрирован Украинский Исламский Университет (УИУ). Необходимость обеспечения возрождающихся мусульманских общин национальными кадрами священнослужителей, потребность в более глубоком изучении ислама стали основными причинами основания УИУ.

Необходимо отметить, что Исламский университет в г. Донецке является одним из трех высших духовных учебных заведений мусульман в Украине (в г. Киеве действует Исламский университет, в г. Симферополе - медресе). Причины открытия университета, ведущего центра мусульманской науки и культуры, в г. Донецке следующее: 1) особенности географического сосредоточения последователей ислама (3/4 мусульман Украины проживают именно в юго-восточной ее части); 2) регистрация в 1995 году в г. Донецке одного из трех духовных центров мусульман в Украине (Духовный центр мусульманских общин Украины), по инициативе и при поддержке которого был открыт университет [7].

Программа обучения в университете рассчитана на четыре года и предусматривает изучение языков (арабского, татарского, украинского и английского), целого комплекса исламских наук (фикх, тафсир, акида, изучение Корана) и общеобразовательных дисциплин (философия, психология, социология, управление и менеджмент). Разработана она была на основе программ других учебных заведений и учитывает особенности культуры, традиций и менталитета мусульман, живущих в Украине. УИУ поддерживает связи с другими учебными заведениями за рубежом (Московским высшим мусульманским медресе, Европейским институтом исламских наук во Франции) [8].

Первые два года обучение ведут преподаватели местных вузов на русском языке (преподают общеобразовательные дисциплины), следующие два года - преподаватели из-за рубежа (Турция, Алжир, Кувейт) на арабском языке. Ректор университета - Джамаль Мерзуг, гражданин Алжира, кандидат технических наук. В 1999/2000 учебном году в университете обучалось 25 студентов (17 - из Крыма, остальные из Азербайджана, Татарстана, Киева и Донбасса), в 2000/2001 - 45 человек. По окончании университета студенты получат диплом имам-хатыба, имама или проповедника.

Своей целью университет ставит постоянное расширение и развитие. В будущем предполагается открыть факультет для женщин, создать заочное отделение, организовать заграничную практику для студентов [9].

В течение двух лет (с 1999 года) на территории Донецкой области при Региональном духовном объединении иудейских общин Донбасса действует иешива "Томхей-Тмимим" - Любавич, которая является одной из двух существующих на территории Украины иудейских духовных семинарий [5]. Семинария создана с целью более глубокого изучения Торы, обеспечения реанимированных еврейских общин квалифицированными кадрами священнослужителей. Программа обучения рассчитана на три года, носит сугубо религиозный характер и предусматривает изучение Талмуда, еврейской традиции, иврита. Составлена она по типу программ израильских иешив [10].

В 1999/2000 учебном году в семинарии обучалось 8 человек, в 2001/2002 - 20 человек, проживающих на территории Донбасса. По окончании иешивы студенты смогут работать раввинами, шойхетами (починщиками Торы) и сойхерами (резчиками пергамента). Преподавательский состав представлен преимущественно раввинами из Израиля. Директор семинарии - Келерман, председатель еврейской общины г. Донецка.

Необходимо отметить, что в дореволюционный период на территории Донецкой области функционировало три духовных училища Русской Православной Церкви (РПЦ): Мариупольское мужское духовное училище, Мариупольское епархиальное женское училище, Бахмутское мужское духовное училище [11]. В годы советской власти все училища были закрыты, и вплоть до начала 90-х гг. в Донецкой области не действовало ни одного духовного учебного заведения. В настоящее время священнослужители УПЦ получают духовное образование в семинариях, расположенных в Киеве, Одессе.

Анализируя деятельность духовных учебных заведений Донецкой области на протяжении 90-х гг., можно выявить следующие тенденции:1) количественный рост учебных заведений и увеличение численности слушателей в них; 2) повышение уровня духовного образования; 3) переход к национальным кадрам преподавательского состава. Большинство духовных учебных заведений расположены в помещениях областных церквей соответствующей конфессии и финансируются, в основном, за счет пожертвований зарубежных религиозных организаций. В своей деятельности вузы ставят как практические цели (подготовка профессиональных священнослужителей для возрождения новых общин), так и научные (более углубленное изучение богословских дисциплин). В духовных учебных заведениях, организованных по типу семинарии, обучение носит сугубо религиозный характер, университеты же стремятся дать своим воспитанникам более широкое образование (их программы включают и общеобразовательные дисциплины).

Важно отметить, что становление духовного образования в Украине вызвало необходимость его признания со стороны государства, так как выпускники духовных вузов юридически считаются людьми без образования [12]. В настоящее время ведется разработка проектов нового украинского Закона о свободе вероисповеданий, некоторые из проектов предполагают уравнивание в правах граждан, обучающихся в государственных и духовных учебных заведениях [13].

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Кальниш Ю. Духовные школы в Украине // Человек и мир. - 2001. - № 4. - С. 32.
  2. Павлов С. Организация религиозно-географической сферы Украины: Дис... канд. геогр. наук:11.02.00 / Киевский ун-т им. Т.Г. Шевченко. - К., 1999. - С. 11.
  3. Информационный отчет о положении и тенденциях в развитии религиозной ситуации в Донецкой области: 04.01.2001. - № 01 / 04-01 // Текущий архив Управления по делам религий Донецкой области. - С. 6.
  4. Информационный отчет о функционировании религиозной сети и исполнении Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" в Донецкой области за 1995 год: 30.01.96. - № 01 / 07-01 // Текущий архив Управления по делам религий Донецкой области. - С. 4.
  5. В Государственном комитете Украины по делам религий // Человек и мир. - 2000. - № 3. - С. 25.
  6. Мельничук А.И. В гостях у ДХУ // Дети Вселенной. - 1999. - № 8. - С. 2.
  7. Кирюшко М. Мусульманское движение в Украине // Человек и мир. - 2000. - № 5. - С. 9.
  8. Украинский Исламский Университет // Аль-Баян. - 1999. - № 3. - С. 7.
  9. К годовщине открытия университета // Арраид. - 2000. - № 9. - С. 4.
  10. Тут дают мудрость // Наша жизнь в диаспоре и дома. - 2001. - № 20. - С. 5.
  11. Справочная книга Екатеринославской епархии. - Екатеринослав: Типография С.И. Борачевского, 1914. - С. 450-452.
  12. Духовное образование в Украине: проблемы и перспективы развития // Человек и мир. - 1998. - № 6. - С. 29.
  13. Церковь и государство // Религиозная панорама. - 2000. - № 1-2. - С. 3.