ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Т.С. Оленич
Мариупольский гуманитарный институтДонецкого национального университета

В работе анализируется негативное воздействие религиозного тоталитарного сектанства как социально-психологического феномена. Автор рассматривает общие тактические приемы тоталитарных сект: контроль времени и деятельности, "промывание мозгов", групповое давление и др. Делается вывод, что права и свободы новых религиозных организаций и сект должны быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав, законных интересов граждан Украины.

Переход к новым формам государственного управления в Украине выявил противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Безграничная свобода совести и религиозных организаций, закрепленная в законодательстве, породила ситуацию, которой воспользовались различные деструктивные религиозные образования, секты. Их деятельность настолько широко развернулась на территории Украины, что теперь необходимо рассматривать проблему негативного влияния таких групп на жизнь и здоровье граждан и общества, а в целом - на безопасность государства. Тоталитарные секты в Украине, культивирующие асоциальность, отрицающие конституционные обязанности, "подвергают риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан, представляют собой серьезную угрозу государству и обществу.

Наша страна традиционно многоконфессиональна, всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты" [1].

Предметом данного исследования является анализ негативного воздействия религиозного сектантства как социально-психологического феномена, поиск путей духовной защиты последователей тоталитарных сект. История религиозного сектанства - многовековая история, но только на современном этапе ряд сект характеризуются как тоталитарные. В их деятельности появилось систематическое использование психотехник, направленных на подавление воли человека и контроль его поведения, чувств.

Причем проблема эта настолько серьезна в настоящее время, что широко изучается научными и даже правительственными кругами различных государств. Вопрос о деятельности тоталитарных сект был неоднократно рассмотрен в Европарламенте, а в феврале 1996 г. в его постановлении отмечены следующие противоправные действия деструктивных культов: жестокость в обращении с людьми, корыстное использование психологических наработок, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, незаконная врачебная деятельность. Европарламент поднял вопрос об ужесточении уголовного законодательства и более активной борьбе с тоталитарными сектами.

Что же такое тоталитарная секта? Понятие "секта" "еще не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться вполне устоявшимся юридическим термином. В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе и культовых), не совпадающих с интересами общества, прямо противоречащих им" [2].

В психологическом аспекте тоталитарная секта, или деструктивный культ, - это авторитарная иерархическая организация (религиозная, философская, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая и др.), практикующая обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящаяся вокруг харизматического лидера и использующая в своей деятельности различные психотехники в сочетании с гипнозом, внушением, вызывающая психологическую дестабилизацию личности, отключающая критическое мышление (вводящая человека в измененное состояние сознания), осуществляющая всеобщий (тотальный) контроль за всеми без исключения сторонами жизни адепта, составляющая практики, правила поведения, нормы общения и т.д., противоречащие нормам этики и морали, принятым в обществе.

Сейчас в мире идет борьба за овладение сознанием как отдельного человека, так и общества в целом. Главная цель любой деструктивной организации - это власть и деньги. Тоталитарными сектами являются такие организации, как Белое Братство, Богородичный Центр (или Церковь Божьей Матери преображающей), Церковь последнего Завета Виссариона, Ревнители истинного благочестия (или Церковь Петра); зарубежные: Церковь сайентологии (или Центр Дианетики, он же Гуманитарный Центр Хаббарда), Церковь Объединения Муна, АУМ СИНРИКЕ, Семья (или дети Бога), др. Как правило, членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, "обрабатывать" и удерживать адептов, и личной уязвимости потенциального новичка.

В религиозных сектах человеку обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии. В медицинских культах обещают излечение от всех болезней. В педагогических - скоростные методы обучения, повышение интеллектуального потенциала, поступление в элитные вузы. Культы по оказанию психологических услуг обещают улучшить отношения в семье, повысить коммуникабельность, обрести друзей, также увеличить интеллектуальный потенциал. Коммерческие культы обещают успех в бизнесе и быстрое обогащение. Но всех их объединяет одно - это легкость и быстрота всех вышеперечисленных достижений, т.к. "конец света близок" и "терпеть осталось уже недолго".

На первом этапе предпринимается попытка польстить, осуществляется бомбардировка так называемой "любовью" [3]. Человеку говорят: "ты умен, способен, ты избран для великой миссии". При этом раздувается чувство собственной значимости и важности. Все это происходит в теплой и сердечной атмосфере, и у человека не возникает подозрений. В ряде сект обещается работа, занятость, обучение на курсах лидеров, проповедников. Приманками являются также Библия, использование христианской символики, обсуждение проблемы человека, смысла жизни и т.п., ссылка на общечеловеческие ценности. При этом эксплуатируется стремление человека, особенно молодого, к новым неизведанным областям знаний. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в неустойчивом социальном и психологическом положении. "Выделяются следующие признаки вербовщика: это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали; это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать; тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру; тот, у кого есть все ответы на все вопросы" [4, с. 25-32].

Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность. Разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных. Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают (по Волкову Е.Н.) следующие [5].

1. Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитацию, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еду. В результате: пониженные психологическая защита и внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

2. Информационный контроль: предотвращает критическую оценку культа, поддерживает неинформированное состояние, возникающие у субъекта" [6].

3. Манипуляция. "Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями" [7, с. 59]. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса, например, искусственных слов и фраз; введение иностранного языка в разговор и пение; стремление отбить охоту к отвлеченному разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

4. Тактика "промывания мозгов". Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов адептов утверждениями: "Все станет ясно со временем".

5. Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках, самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности). У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

6. Исповедальные сессии, во время которых адептов принуждают выдавать личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

7. Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого, как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда адепты соглашаются с целями группы.

Почему действия сект так успешны? Для в вербовки новых последователей многие секты применяют исследования в области "мозг-компьютер", которые находятся в настоящее время на той стадии развития, когда технически возможно проводить эксперименты с внедрением в подсознание. Наглядным примером служат различные гипнотические сеансы и некоторые другие психогенные воздействия, "блокирующие" сознательно-волевую сферу и корректирующие ее в соответствии с целью проводимого сеанса. При помощи некоторых несложных технических приемов возможна кодировка или затушевывание визуальных (зрительных) и семантических образов (двойное фурье-преобразование, 25-й кадр Фишера), которые при предъявлении не осознаются человеком, т.к. являются незаметными. Компьютерное тестирование человека может продемонстрировать его социальную ориентацию, психические установки, скрытые в глубинах подсознания даже от него самого [8]. Современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его согласия, которая усваивается, как пища, и определяет его потребности и желания. Лидеры объясняют своим адептам, что законы, мораль, этика, принятые в обществе, дурны, и только принципы секты достойны того, чтобы им следовать.

Тоталитарные секты провоцируют нарушение общественного порядка. Они располагают огромными финансами, хорошей организацией, отшлифованными методами работы и большим опытом. "Секты покупают в странах СНГ большие участки земли, на которых ведут строительство, покупают недвижимость, снимают большие киноконцертные залы для проведения своих проповедей с целью агитации, арендуют помещения. Секты также требуют непомерных взносов, которые увеличиваются с каждым разом, требуют всякого рода пожертвований в пользу секты, вынуждают человека продать имущество, квартиры, дачи, ценности, написать завещание в пользу секты. Немалую помощь им оказывает и несовершенство нашего законодательства, а также не применяются уже существующие статьи уголовного кодекса" [9].

Таким образом, на современном этапе ощущается необходимость не только в духовной защите от подобных влияний, но и четко выработанных законах и мерах, ставящих преграды перед насильственным воздействием на личность человека, его сознание и подсознание. Необходима такая организация, как "Служба оказания помощи пострадавшим от деструктивных культов". Эта организация должна включать в себя центр по оказанию медико-психологической и социальной помощи с последующей реабилитацией и адаптацией к социальной среде. Человеку важно восстановить профессиональные навыки, которые часто бывают утрачены. Необходимо разработать методы диагностики психонасилия, методы раскодирования, а также подготовить специалистов, которые могли бы "заниматься реабилитацией пострадавших методом "консультирования о реформировании мышления". Эта методика заключается в интенсивной информационной терапии участника деструктивного культа, непрерывно проводимой группой консультантов при содействии близких и родственников. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуальной способности разумно и критически мыслить. Свою деятельность консультанты должны согласовывать с коллегами смежных профессий - педагогами, адвокатами, психологами, психиатрами, социальными работниками, духовенством.

Насильственное вмешательство в психику и зомбирование приводят к состоянию беспомощности по психическим причинам. Поэтому лица, подвергшиеся такому воздействию, должны рассматриваться как временно недееспособные лица, в связи с утратой возможности адекватно воспринимать, оценивать и предвидеть результаты своих действий. "Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие члены сект предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследование со стороны руководителей секты доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств" [10]. Известны случаи угрозы убийства руководителями деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом [11].

С 2001 г. в Украине уголовные дела против деструктивных религиозных объединений возбуждаются по статьям: "Посягательство на здоровье людей под предлогом проповедования религиозных вероучений или совершения религиозных обрядов", "Организация массовых беспорядков", "Незаконное содержание, осквернение или уничтожение религиозных святынь", "Повреждение религиозных сооружений или культовых зданий" (статьи 178-181 УК Украины). Санкции за нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в области религии свидетельствуют, что гуманизм права не сводится только к жалости и сочувствию, а любое противоправное деяние будет пресекаться [12]. Однако зачастую лидеры сект привлекаются к ответственности как обычные граждане.

Юридическая практика показывает, что людям, попавшим в секту, наносится серьезный вред, доказать который практически невозможно: у них наблюдаются различные фобии, депрессии, нарушение идентичности, потеря спонтанности, расстройство сна, сексуальные проблемы, приступы паники, галлюцинации, паранойя и т.д. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуются два (!) года.

Зарегистрировать религиозную организацию достаточно просто, запретить ее деятельность, исходя из доказательств ее крайне негативного воздействия, практически невозможно. Для этого необходимо решение суда, длительный судебный процесс, что говорит о несовершенстве законодательства в области религии. Права и свободы новых религиозных организаций и сект должны быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав, законных интересов граждан Украины. Ключевым является вопрос: "кто и как определяет эту необходимость?.. для этого должны существовать экспертные комиссии, которые в каждом конкретном случае в отношении конкретного культового новообразования этот вопрос решают. И конечно, далеко не во всех ситуациях такие экспертизы должны возлагаться на психиатров, но в ряде случаев это просто необходимо" [13, с. 57].

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Оваденко И.В. Государство и религиозные организации: тоталитарные секты в Украине // www.religiya.ru
  2. Хвыля-Олинтер А.Н. О проекте федерального закона "О свободе совести и вероисповеданий, религиозной безопасности и деятельности тоталитарных сект в России" // Миссионерское обозрение. - 1997. - № 3 (17). - С. 10-13
  3. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - 1996. - № 3. - С. 76-82.
  4. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М., 1995. - С. 25-32.
  5. Волков Е.Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. - Н. Новгород, 1996.
  6. Чамберс У.В. и др. Шкала группового психологического насилия // Журнал практического психолога. - 2000. - № 1-2. - С. 132-133.
  7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997.
  8. Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя // Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. - М., 1996.
  9. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997.
  10. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1999.
  11. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. - Белгород, 1997.
  12. Релігійне життя у дзеркалі статистики // Юридичний вісник України. - 2000. - № 23.
  13. Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектанства // Материалы междунар. научно-практической конф. "Тоталитарные секты - угроза XXI века". - Н. Новгород, 2001.